понедельник, 13 февраля 2012 г.

Как переправлялись через Рейн до постройки Оберкассельского моста


Ещё в те времена, когда Нойс был пограничным городом-крепостью римлян, а на месте Дюссельдорфа располагалась небольшая рыбацкая германская  деревушка, населенная племенем эбуронов,  место лодочной переправы через Рейн было выбрано именно в том месте, где в настоящее время к берегу Рейна в Альтштадте подходит короткая ныне улица Цоль-штрассе. 

Да так это место и осталось основным лодочным переправочным пунктом на долгие века, вплоть до конца XVII века, когда в 1699 году на этом довольно узком месте, прямо перед фронтом Старого города была введен в действие так называемый "летающий мост", а точнее специальная паромная переправа,  изображение которой можно найти на нескольких старинных гравюрах.

Её принцип действия был прост и гениален. Выше по течению, прямо на середине Рейна в его дно вогнали мощный якорь, к которому был привязан толстый канат длиной примерно 200 метров. Другой конец каната укрепили на лёгкий деревянный паром, который мог вместить несколько конских экипажей. Чтобы канат не размокал в воде и не пришёл в негодность, его закрепили на нескольких лодках, располагавшихся в линию между якорем и паромом. Таким образом, паромщик мог специальным рулём, используя силу быстро текущей воды, направлять паром то к одному, то к другому берегу Рейна. Примененный принцип маятника не мешал работать переправе при любом уровне воды в Рейне. С другой стороны, оказывалась решённой и проблема судоходства: пока паром находился у левого берега, суда проходили под правым берегом, и наоборот.

В таком виде переправа просуществовала до 1756 года. Начавшаяся семилетняя война потребовала более оперативной переброски вооружённых отрядов через Рейн. Было принято решение о строительстве наплавного моста. И его построили немного южнее парома.  Но "недолго музыка играла".  в 1758 году мост был уничтожен в ходе боевых действий. Больше о строительстве моста речи не шло и вплоть до 1839 года по Рейну вновь курсировал только "летающий мост".

Но жизнь не стоит на месте. Пришло время, когда паром перестал справляться со всё увеличивающимся потоком грузов и пассажиров. На левобережье Рейна возникли производственные и жилые строения Оберкасселя, вплотную подступившие к реке. В 1839 году  построили и торжественно открыли (и это событие вошло в историю города Дюссельдорфа) постоянный наплавной мост. Мы можем  любоваться его изяществом и простотой, запечатленных на многих старых фотографиях. Со временем со стороны железнодорожного вокзала Оберкасселя (ныне исторические здания на Бельзен Плац),  по ныне застроенной жилыми зданиями улице Зондербург-штрассе до самого берега Рейна была подведена железнодорожная пассажирская ветка, по которой пассажирские поезда из Ахена прибывали в Дюссельдорф. Здесь, почти на берегу Рейна был сооружён небольшой железнодорожный вокзал и мыслились многочисленные проекты по переправе пассажирских вагонов с помощью парома или даже по самому наплавному мосту в центр Дюссельдорфа. Но этим планам не суждено было сбыться: непреодолимым препятствием стал своенравный характер Рейна.

Наплавной мост просуществовал до постройки каменного Оберкассельского моста в 1898 году, но за почти шестьдесят лет эксплуатации ему пришлось пережить несколько трудных моментов, связанных с  рейнскими наводнениями и бурями. Наиболее драматическим событием явилась буря-оркан, пронёсшаяся над городом 12 марта 1876 года. Именно тогда стало ясно, что через Рейн нужно строить капитальный каменный мост. Эта буря привела к полному уничтожению наплавного моста, он был разбит волнами на отдельные сегменты, перевёрнут и потоплен, в том числе погибло несколько горожан, оказавшихся на нём по несчастью в этот момент. 

Несколько раз за эти годы Рейн замерзал и ледоходы сносили наплавной мост, правда, без человеческих жертв. Примером может служить наводнение, случившееся в феврале 1855 года. Почти весь месяц стояли морозы от -5 до -9 градусов. Рейн замёрз так, что местами его стало возможным пересекать на подводах. 24 февраля внезапно потеплело. Жители перепугались зная, что  именно может произойти. И их опасения оказались не напрасными. 28 февраля в 10 часов утра над Хердтом поплыли тревожные звоны церковного колокола. Дюссельдорфцы высыпали на набережную и к своему ужасу увидели, как начался ледоход. Льдины сталкивались, громоздились наподобие айсбергов и вся эта огромная масса льда в виде волны проследовала к Дуйсбургу, вспарывая новые ледяные поля. Следом неслись отдельные крупные ледяные блоки. Не доходя до Дуйсбурга лёд напоролся на устойчивую ледовую массу и встал мощной вертикальной стеной, перегородив реку. Рейн попал в западню и его уровень стал катастрофически повышаться. Жители Дюссельдорфа кинулись врассыпную с набережной, а за ними следом поднималась бушующая река, попавшая в огромную ледяную западню. Волны свободно перемахнули через слабые заграждения Альтштадта (тогда не нём ещё не были построены надёжные защитные сооружения) и  затопили не только весь город, но и огромные пространства сельскохозяйственный земель, по пути снося дома и постройки для домашнего скота. Ледяные поля, прибывавшие сверху по течению, на скорости втыкались в городские дома и стены дрожали под их напором, как при землетрясении. В таком авральном состоянии Дюссельдорф пребывал до 2 марта, когда ледовая плотина под Дуйсбургом была окончательно прорвана и успокоившийся  "Батюшка Рейн"  стал уходить к Северному морю…

Катастрофическим по последствиям явилось и мощное наводнение, случившееся в 1882 году и также полностью затопившее Альтштадт.

Следует иметь в виду, что обычной нормальной переправе через реку постоянно мешало и прохождение речных судов, для чего одна из секций центральной части наплавного моста уводилась в сторону и горожане, переходившие или переезжавшие Рейн по мосту, должны были часами ждать, пока закончится проводка судов.

В течение 1896-98 годов был построен новый капитальный Оберкассельский мост и жуткие истории о страшном характере Рейна стали забываться, но это уже другая история…

Все изображения по теме нужно СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ

Автор: 
Потупин Алексей Александрович, 
31 января (13 февраля) 2012 года, 
Дюссельдорф-Бенрат

Комментариев нет:

Отправить комментарий